Анатомо физиологические особенности позвоночника у детей

Содержание
  1. Костная система новорожденных
  2. Исследование костной системы новорожденного
  3. Костная система ребенка в школьном возрасте
  4. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ‌‌ У ДЕТЕЙ
  5. ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПА‌
  6. ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА‌
  7. ОСОБЕННОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ‌
  8. ОСОБЕННОСТИ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ‌
  9. ОСОБЕННОСТИ КОСТЕЙ ТАЗА‌
  10. Окончание табл. 12
  11. Таблица 13
  12. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА‌
  13. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ‌‌ ДЕТЕЙ
  14. Анатомия позвоночника
  15. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ позвоничника
  16. :
  17. 1.1 Анатомо-функциональные особенности позвоночника
  18. Позвоночно-двигательный сегмент
  19. Опорные комплексы позвоночника по холдсворту
  20. Особенности формирования позвоночника в детском возрасте
  21. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ
  22. ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПА
  23. ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА
  24. ОСОБЕННОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
  25. ОСОБЕННОСТИ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ
  26. ОСОБЕННОСТИ КОСТЕЙ ТАЗА
  27. Схема прорезывания и выпадения молочных зубов (Фомин В. А., 2003 г.)
  28. Сроки прорезывания постоянных зубов, в годах (Рзянкина М. Ф., 2007 г.)
  29. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА
  30. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Костная система новорожденных

Анатомо физиологические особенности позвоночника у детей

Анатомо-физиологические особенности костной системы новорожденных

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани эмбриона появляются на 7 – 8-й неделе внутриутробного периода. После рождения интенсивно увеличиваются размеры скелета, параллельно нарастает масса и длина тела.

Кроме того, одновременно происходит и перестройка структуры (перемоделирование) костной ткани: у плода и новорожденного она имеет волокнистое пучковое строение, к 3 – 4 годам – пластинчатое. На первом году жизни перемоделируется до 50 – 70% костной ткани (у взрослых за год – около 5%).

Процессы образования и рассасывания костей совершаются более энергично, регенерация костей после переломов происходит быстрее.

По химическому составу костная система новорожденного отличается большим содержанием воды и органических веществ, меньшим – минеральных веществ.

Волокнистое строение и химический состав обусловливают большую эластичность и податливость костей при сдавлении и сгибании, меньшую их хрупкость, чем у взрослых. Надкостница у детей более толстая, особенно внутренний ее слой, переломы часто бывают поднадкостничными, по типу зеленой ветки, что особенно выражено при рахите.

Что представляет собой костная система новорожденного?

Череп. У новорожденного и ребенка первых месяцев жизни череп имеет значительно более развитую по сравнению с лицевым скелетом мозговую часть и состоит из парных и непарной (затылочной) костей, отделенных друг от друга швами. Швы закрываются к концу периода новорожденности, но зарастают полностью лишь к школьному возрасту.

В точках соединения костей имеются роднички: большой – между лобными и теменными костями (нормальный размер его у новорожденного не более 2,5 – 3 см при измерении между краями костей, закрывается в возрасте 1 – 172 лет); малый – между теменными и затылочной костями (закрыт к моменту рождения у 75 % здоровых детей, у остальных – к концу 1-го месяца); боковые, по два с каждой стороны, открыты после рождения только у недоношенных. Открытые боковые, увеличенные большой и малый роднички, податливые или разошедшиеся швы свидетельствуют о гидроцефалии. Преждевременное закрытие большого родничка и заращение швов могут быть индивидуальной особенностью, а иногда являются причиной микроцефалии и краниостеноза.

Зубы. У здоровых детей зубы прорезываются начиная с 6 – 7 мес.

Порядок прорезывания молочных зубов:

  • два внутренних нижних, два внутренних верхних резца, затем два наружных верхних, два наружных нижних резца (к году – все 8 резцов);
  • в 12 – 15 мес – передние малые коренные (премоляры);
  • в 18 – 20 мес – клыки;
  • в 22 – 24 мес – задние премоляры;
  • к 2 годам имеется полный комплект – 20 молочных зубов.

Порядок прорезывания постоянных и смены молочных зубов:

  • 5 – 7 лет – большие коренные (моляры);
  • 7 – 8 лет – внутренние, 8 -9 – наружные резцы;
  • 10-11 лет – передние, 11 – 12 лет – задние премоляры и вторые моляры;
  • 19 – 25 лет – зубы мудрости (иногда вообще отсутствуют).

Нарушения времени и порядка прорезывания зубов чаще всего связаны с рахитом. У детей с повышенной реактивностью прорезывание зубов иногда сопровождается нарушениями сна, субфебрильной температурой, расстройствами стула.

Грудная клетка. У ребенка до 1,5- 2-летнего возраста грудная клетка имеет бочкообразную форму и уплощается в переднезаднем размере до формы взрослого к школьному возрасту. Ребра на первом году расположены горизонтально в положении максимального вдоха.

Когда ребенок начинает ходить, грудина опускается и ребра принимают наклонное положение. Сами ребра мягкие, податливые, легко прогибаются и пружинят при надавливании, что определяет большую активность выдоха у маленьких детей, чем у взрослых.

Глубина вдоха обеспечивается в основном экскурсией диафрагмы, место прикрепления которой при затруднении дыхания втягивается, образуя временную или постоянную гариссонову борозду.

Позвоночник. У новорожденных позвоночник прямой с небольшой выпуклостью кзади. Изгибы, свойственные взрослым (шейный лордоз, грудинный кифоз, пояснично-крестцовый лордоз), появляются по мере развития статических функций.

Трубчатые кости. У детей раннего возраста трубчатые кости заполнены активно функционирующим красным костным мозгом и состоят из нескольких частей. Диафиз и эпифиз (эпифизы) соединены между собой прослойкой необызвествленного хряща метафиза. Рентгенологическую картину иногда приходится дифференцировать от оскольчатого перелома.

В метафизарных зонах роста костей имеются очень богатое кровоснабжение и замедленный ток крови, обеспечивающие активное новообразование костной ткани. В этих местах легко оседают микроорганизмы, в результате чего у детей первого года жизни нередко возникает метафизарный остеомиелит.

В возрасте 2 – 3 лет, когда формируются ядра окостенения в эпифизах, остеомиелит чаще бывает эпифизарным (у взрослых – диафизарным).

Ядра окостенения. В запястье ядра окостенения образуются в определенной последовательности, позволяющей определить приблизительный (костный) возраст здорового ребенка.

К 6 мес формируется обычно первое ядро, к году – второе, затем каждый год (в среднем) прибавляется по одному ядру.

Возможны индивидуальные отклонения в сроках появления ядер, но, как правило, ускоренное или замедленное их появление свидетельствует о патологии костеобразования, связанной чаще всего с эндокринными заболеваниями или гипервитаминозом D.

Исследование костной системы новорожденного

Методика исследования костной системы новорожденного

При оценке состояния костной системы используют жалобы и расспрос матери, а также объективные методы: осмотр, пальпацию и лабораторно-инструментальное (преимущественно рентгенологическое) исследование.

Жалобы. Касаемо костной системы у старших детей жалобы связаны чаще всего с болями в конечностях, которые могут наблюдаться и у здоровых после необычной физической нагрузки. Ночные боли в бедрах и голенях часто отмечаются при плоскостопии (genu varum и genu valgum) и после нагрузки.

Ночные боли в крупных суставах – один из симптомов нервно-артритического диатеза. Летучие боли в крупных и мелких суставах, сопровождаемые кратковременным припуханием, могут иметь место при ревматизме и хронических интоксикациях (туберкулезной, тонзиллогенной). Утренние боли и скованность характерны для ювенильного ревматоидного артрита.

Боли в костях могут явиться первым симптомом острого лейкоза.

Осмотр. Он производится одновременно с пальпацией, последовательно сверху вниз. Ребенка при этом необходимо полностью раздеть.

Череп у здорового ребенка симметричный, округлой формы. У новорожденных иногда наблюдаются асимметричное выбухание и тестоватая или плотная припухлость над одной (чаще теменной) или несколькими костями черепа в связи с родовой опухолью мягких тканей или кефалогематомой.

Уменьшение размеров черепа (микроцефалия) является следствием недоразвития мозга или раннего закрытия большого родничка. Увеличение размеров черепа (макроцефалия) может быть семейной особенностью, результатом рахита или гидроцефалии. В последнем случае отмечаются увеличение, выбухание, напряженность и видимая или хорошо ощущаемая пульсация большого родничка.

Выбухание и усиленная пульсация большого родничка могут наблюдаться и при гриппе, ОРВИ, но чаще бывают при менингите и менингоэнцефалите. При обезвоживании и сердечной декомпенсации выявляется западение большого родничка.

Определяемые пальпаторно размягчение краев последнего, податливость швов и части затылочной кости чаще всего свидетельствуют о периоде разгара рахита, но могут отмечаться при гидроцефалии, несовершенном остеогенезе и других заболеваниях.

Уплощенный, скошенный, асимметричный затылок, выдающиеся теменные и лобные бугры, выбухающие швы черепа, квадратная или “ягодичная” голова свойственны рахиту. Башенный череп считался ранее признаком врожденного сифилиса, но в настоящее время наблюдается при асимметричном краниостенозе и нарушении роста костей черепа или при наследственных заболеваниях.

При осмотре зубов нередко выявляются неправильное их расположение, дефекты эмали, кариес. В настоящее время очень редко наблюдаются свойственные врожденному сифилису бочкообразной формы верхние резцы с полулунной вырезкой по всему режущему краю.

Осмотр и пальпация грудной клетки позволяют отметить одностороннее выбухание межреберий, утолщение кожной складки, пастозность кожи, может бьпь дополнительным симптомом в диагностике выпотного плеврита или пневмонии. Легко обнаруживаются также врожденные (воронкообразное западение грудины) или приобретенные деформации. Среди последних – рахитические изменения: “четки”, “грудь сапожника”, “куриная”

Увеличение физиологических изгибов позвоночника может быть следствием многих заболеваний: грудной гиперлордоз – следствием рахита, туберкулеза позвоночника; поясничный – двустороннего врожденного вывиха бедра, контрактур тазобедренного сустава, выраженного плоскостопия, поражения длинных мышц спины на почве полиомиелита или прогрессирующей мышечной дистрофии. Поясничный лордоз при отсутствии физиологического грудного кифоза придает доскообразный вид спине больного хондродистрофией. У больных рахитом раннего возраста позвоночник нередко образует выраженный дугообразный кифоз в положении сидя (рахитический горб), обусловленный резкой гипотонией мышц спины. Аналогичная картина наблюдается при туберкулезном спондилите. Однако в последнем случае угол, образованный поврежденными позвонками, более острый и не расправляется, если ребенка приподнять за прямые ноги из положения лежа на животе.

Костная система ребенка в школьном возрасте

В школьном, реже дошкольном, возрасте довольно часто наблюдаются привычные, школьные сколиозы или кифосколиозы, связанные с неправильным положением за партой.

Однако причиной их является не столько неправильная посадка или ношение тяжелого портфеля в одной руке, сколько общее ослабление мышечной системы в связи с неполноценным питанием, недостатком активных движений на свежем воздухе.

Подвижность позвоночника нарушается при туберкулезном спондилите. ребенок в таком случае щадит позвоночник при движениях, постукивание по позвонкам выявляет слабые болевые ощущения.

Конечности здорового ребенка прямые. Деформации и нарушения функции чаще касаются нижних конечностей. В первые месяцы жизни иногда отмечается кажущееся их искривление, связанное с особенностями развития мышечных групп. Истинное искривление ног чаще всего обусловлено активным рахитом или его последствиями.

Оно может быть О- или X-образным, часто сопровождается укорочением костей в длину, возникает к концу первого – началу второго года жизни, когда ребенок начинает ходить.

Как правило, это уже рецидив рахита, поэтому одновременно у ребенка наблюдают деформации черепа, грудной клетки, утолщение эпифизов трубчатых костей и фаланг верхней конечности (“браслетки”, “нити жемчуга”).

Более грубые деформации, преимущественно нижних конечностей, возникшие в возрасте 2 – 3 лет, обычно связаны с рахитоподобными заболеваниями, обусловленными патологией печени, почек, обмена, нередко имеющими семейно-наследственное происхождение.

Сифилитический остеохондрит на границе эпифиза и метафиза может вызвать патологическое их отделение друг от друга с развитием псевдопаралича Парро (в области плечевого или тазобедренного суставов). Активные движения при этом нарушены, пассивные резко болезненны. Увеличение, болезненность и типичная (веретенообразная) деформация суставов с формированием сгибательных контрактур и межсуставными мышечными атрофиями свойственны ювенильному ревматоидному артриту, при подозрении на который необходимо срочное обследование в специализированном стационаре.

Плоскостопие – физиологическое состояние для детей первого года жизни, еще не умеющих ходить, как и небольшая косолапость (ротация стоп кнутри).

У более старших оно связано с последствиями рахита или другой костно-мышечной патологии, может быть наследственным, но в любом случае, как и выраженная косолапость, нуждается в ортопедической и функциональной (гимнастика, ходьба босиком) коррекции.

Верхние и нижние конечности укорачиваются и искривляются при рахите и хондродистрофии. Возможно утолщение концевых фаланг (“барабанные палочки”) вследствие постоянной гипоксемии при врожденных пороках сердца и длительно существующей дыхательной недостаточности.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/deti10.html

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ‌‌ У ДЕТЕЙ

Анатомо физиологические особенности позвоночника у детей

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опорно- двигательная система. К моменту рождения структурная дифференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей

кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладываются на 7- 8-й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновременно перестраивается структура костной ткани. У плода и новорожденного она имеет волокнистое строение, к 3–4 годам появляется пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и органических веществ и меньшее – минеральных веществ. Эти особенности отличают кости

ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгибании. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснабжению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение

размера кости в поперечнике.

ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПА‌

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неонатальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где соединяются кости, в определенных местах образуются роднички:

  1. большой – между лобными и теменными костями, размером 2,5 ×

    3 см;

  2. малый – между затылочными и теменными костями;

  3. боковые – по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и заращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА‌

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигательных умений

развиваются и изгибы позвоночника:

  1. шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;

  2. грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок самостоятельно садится;

  3. поясничный лордоз появляется после 9-12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6–7 лет, поясничный лордоз – в школьном возрасте. В возрасте 5–6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту

13 лет – ниже уровня гребешков подвздошных костей.

ОСОБЕННОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ‌

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочкообразную форму: широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка легко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

ОСОБЕННОСТИ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ‌

У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз соединены между собой прослойкой хряща метафиза. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и замедленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых костей.

ОСОБЕННОСТИ КОСТЕЙ ТАЗА‌

Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.

Зубы. Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.

Окончание табл. 12

Меньшее количество зубов

говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной

последовательности также происходит становление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него

характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стертости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего резцов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние резцы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5–6 лет возникают межзубные щели, зубы стираются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые постоянные зубы

и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет прорезываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17–20 лет.

Существует формула прорезывания зубов:

Х = 4n – 20,

где n – возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внимание на форму и симметричность, участие грудной клетки в акте дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В

случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника – сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной последовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

По итогам осмотра составляется тестовая карта.

Таблица 13

По результатам тестирования

делаются следующие выводы:

  1. без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицательный результат;

  2. незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3– 7;

  3. значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8,

9, 10. В этих случаях необходимы консультация ортопеда, более детальное обследование с применением рентгенографического анализа.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА‌

У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6-7-й неделе беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недостаточно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожно-жировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На первом году жизни они составляют 20–25 % массы тела, к 8 годам – 27 %, к 15 годам – 15–44 %. Увеличение мышечной массы происходит за счет изменения размера каждой миофибриллы.

В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигательный режим, в более старшем возрасте – занятия спортом. В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быстрых навыков.

С ростом ребенка и развитием мышечного волокна

увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамометрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в возрасте 17–18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5–6 лет развиваются двигательные умения, после 6–7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8–9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц

рук, спины, ног. В 10–12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания из-за нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Физические упражнения в этот период должны быть строго определенного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипокинезии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожирение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый возраст для занятий в детской спортивной школе с участием в соревнованиях.

В 7–8 лет допускаются занятия спортивной, художественной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетболом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехтованием, футболом, хоккеем.

В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдарках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрелковым спортом.

В 12 лет – бокс, велосипед. В 13 лет – тяжелая атлетика.

В 14 лет – стендовая стрельба.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ‌‌ ДЕТЕЙ

Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномерность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.

Мышечная сила у детей раннего

возраста определяется попыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста проводится ручная динамометрия.

При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с помощью электромиографов, хронаксимометров.

содержание   ..  1  2  3   ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_2/479_Dietskiie%20boliezni_spra/002.htm

Анатомия позвоночника

Анатомо физиологические особенности позвоночника у детей

Повреждения и заболевания позвоночника интересуют врачей различных специальностей, но в первую очередь — неврологов, ортопедов-травматологов, нейрохирургов и мануальных терапевтов.

Связь патологии позвоночника с нервной системой в настоящее время доказана многочисленными клиническими наблюдениями.

Сформировалось целое направление медицины — вертеброневрология, изучающая патогенез, клинические проявления, методы диагностики и лечения заболеваний нервной системы, связанных с патологией позвоночника.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ позвоничника

О.Г. Коган, И.Р. Шмидт и др. (1983) рассматривают позвоночник вместе с иннервирующими его структурами центрально-периферической организации и системой кровообращения как функциональную биологическую систему, реализующую специфические функции взаимодействия организма с внешней средой:

1) преодоление гравитации в виде поддержания центра тяжести и сохранения равновесия при различных движениях,

2) перемещение тела в пространстве,

3) преодоление гравитации предметов окружающего мира при манипулировании с ними,

4) соединение различных элементов организма в виде структурных относительно жестких (череп, ребра, тазовые кости), структурно-функциональных (мышцы плечевого и тазового поясов) и функциональных (рефлекторные вертебровисцеральные, вертебро-вазальные, вертебромускулярные) связей,

5) создание условий для сохранения анатомо-физиологической целостности элементов, находящихся в позвоночном канале и отверстиях в поперечных отростках шейных позвонков,

6) участие в кроветворении,

7) участие в обмене веществ, особенно минеральном.

Среди различных методов диагностики заболеваний позвоночника и спинного мозга лучевые исследования, в частности, рентгенологические, являются необходимым звеном в определении состояния костно-связочных структур, спинного мозга и связанных с ним соединительно-тканных образований — оболочек мозга.

Позвоночный столб

Позвоночный столб образован 33-34 позвонками, из которых 24 у взрослого человека являются свободными (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных), а остальные (5 крестцовых и 3-5 копчиковых) срастаются между собой.

Это наиболее распространенный вариант организации позвоночника, хотя существуют особенности его анатомического строения, которые определяются при рентгенологическом исследовании и будут рассмотрены ниже.

Позвонки

Позвонки, независимо от принадлежности их к какому-либо отделу позвоночника, имеют общий план строения. Каждый позвонок состоит из тела и дуги.

Тело позвонка обращено вперед и является его опорной частью, дуга лежит сзади и соединяется с телом при помощи двух ножек, образуя позвоночное отверстие.

Отверстия всех позвонков составляют позвоночный канал, в котором располагается спинной мозг с его оболочками, кровеносными сосудами и отходящими от спинного мозга корешками спинно-мозговых нервов. От позвонка отходят отростки.

Сзади по средней линии располагается остистый отросток, по бокам с каждой стороны — поперечные отростки, вверх и вниз направлены суставные отростки. Нагрузка на позвонки увеличивается в каудальном направлении, вследствие чего тело каждого нижележащего позвонка по размеру больше тела вышележащего.

Шейные позвонки

Шейные позвонки испытывают меньшую нагрузку, чем позвонки других отделов, поэтому их тела относительно небольшой величины. Дужки позвонков имеют парные, косо расположенные суставные отростки, достаточно массивные поперечные отростки, построенные из двух частей — собственно поперечного отростка и рудимента ребра.

Поэтому их называют реберно-поперечными отростками. Особенностью всех шейных позвонков является наличие отверстий в поперечных отростках. Остистые отростки шейных позвонков короткие и раздвоенные на конце. Первые два шейных позвонка (С1, С2) отличаются по форме от остальных в связи с тем, что они сочленяются с черепом.

Первый (атлант, atlas) не имеет тела, второй (осевой, axis) — имеет зубовидный отросток. У седьмого шейного позвонка остистый отросток более длинный и утолщен на конце, поэтому этот позвонок носит название выступающего позвонка (prominens).

Тела позвонков C3-C7 имеют вогнутую верхнюю поверхность и слегка выпуклую нижнюю, что обеспечивает хорошую подвижность этого отдела позвоночника. Направленные друг к другу боковые части тел позвонков сближены, здесь формируются дополнительные сочленения, так называемые суставы Люшка.

Грудные позвонки

Грудные позвонки значительно крупнее шейных. Характерная особенность — наличие реберных ямок для сочленения с головками ребер. У каждого грудного позвонка (с Th3 пo Th10) на заднебоковых поверхностях тела слева и справа находится верхняя и нижняя реберные ямки.

На заднебоковых поверхностях тела I позвонка находятся полные верхние реберные ямки для головки I ребра, а на нижней — половинная ямка для головки II ребра, которое на Th2 имеет только верхнюю полуямку. Th11-Th12 имеют по одной полной ямке для соответствующих ребер.

Поперечные отростки грудных позвонков хорошо развиты, отклонены назад и на концах утолщены. Суставные отростки расположены во фронтальной плоскости, верхние суставные поверхности отростков направлены назад и латерально, нижние — вперед и медиально.

Поясничные позвонки

Поясничные позвонки в связи с большой нагрузкой имеют массивное тело, высота и ширина которого увеличивается от L1, до L5, Тела трех нижних позвонков спереди выше, чем сзади, вследствие развития поясничного изгиба позвоночника человека кпереди (лордоз).

Поперечные отростки, являясь рудиментами ребер, длинные, расположены почти во фронтальной плоскости. Они сжаты спереди назад, их концы отклонены кзади. Остистые отростки короткие и плоские, с утолщенными концами, направлены назад и располагаются почти на одном уровне с телом позвонка.

Такое положение остистых отростков поясничных позвонков обусловлено большой подвижностью позвоночного столба в этой области.

Крестец

Крестец у взрослого человека представляет собой сросшиеся 5 позвонков, как и копчиковые позвонки, соединившиеся в одну кость. Крестец — массивное сращение, присущее только человеку, принимает на себя всю тяжесть тела и передает ее тазовым костям.

Форма крестца треугольная, основание обращено в сторону поясничного отдела, вершина — в сторону копчика. В толще крестца по его продольной оси отставать в росте, и у взрослого человека занимает не весь позвоночный канал, а заканчивается на уровне LI-LII.

Продолжением его являются мозговые оболочки и спинно-мозговые нервы, объединенные в так называемый «конский хвост».

Костному скелету позвоночника предшествует формирование вначале перепончатого скелета, затем хрящевого. Эти фазы развития создают определенные предпосылки, зависящие от возраста, рентгеноанатомическим особенностям строения позвоночника.

Все соединительно-тканные структуры, включая межпозвоночные диски, при обычном рентгенологическом исследовании выявляются как просветления и теней не дают. Смена фаз формирования костного скелета подразумевает одновременное наличие соединительнотканных и костных частей.

Лишь к концу этого процесса происходит окостенение всей кости. Замещение хрящевого скелета позвонков костным начинается из ядер окостенения во внутриутробном периоде развития и завершается только к 22-24 годам, когда окончательно формируется костная структура позвонков.

Если проследить процесс формирования позвонков от рождения до окончания окостенения, можно отметить определенные возрастные особенности, выявляемые при рентгенологическом исследовании.

У новорожденных и детей первых лет жизни тела позвонков напоминают бочонки со скошенными углами, что обусловлено отсутствием костного краевого валика — лимба.

Ядра окостенения, как правило, парные (в теле и дужке позвонка). Постепенное увеличение размеров ядер окостенения приводит к их слиянию.

Отставание или недоразвитие отдельных ядер окостенения лежит в основе возникновения различных пороков развития.

Из самостоятельных ядер окостенения формируется апофиз — краевой валик, проходящий по окружности тела каждого позвонка. Точечные ядра окостенения у краев тел позвонков появляются у детей в 8-10 лет, а полностью формируются и сливаются с телами позвонков в 18-20 лет. Тела позвонков приобретают присущую им форму с заостренными углами и слегка вогнутыми краями.

Дужки позвонков также формируются из симметричных ядер окостенения, растущих навстречу друг другу. Неслияние их приводит к образованию расщелин. Чаще всего они выявляются в переходном пояснично-крестцовом позвонке. Имеются некоторые особенности развития краниального и каудального отделов позвоночника. Так, у осевого позвонка ядро окостенения не всегда сливается с телом.

Оценить статью

:

Источник: http://polechimsa.ru/nevrologiya/anatomiya-pozvonochnika

1.1 Анатомо-функциональные особенности позвоночника

Анатомо физиологические особенности позвоночника у детей

Позвоночник является частью опорно-двигательной системы человека и выполняет следующие функции:

  1. опорную;
  2. двигательную;
  3. защитную;
  4. балансировочную (участвует в поддержании состояния равновесия);
  5. амортизационную, или рессорную (обеспечивается за счет наличия изгибов и межпозвонковых дисков).

Позвоночный столб в норме у взрослого человека в переднее-заднем направлении образует искривления, обращенные в шейном отделе вперед – физиологический шейный лордоз, в грудном назад – грудной кифоз, в поясничном вперед – поясничный лордоз.

Это превращает позвоночник в эластичную пружину, хорошо приспособленную к вертикальному положению человека.

Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит от состояния костной системы, мышц и связок, окружающих позвоночник, и может изменяться даже в течении дня.

Позвоночно-двигательный сегмент

Позвоночник имеет сегментарное строение.

Состоит из позвоночно-двигательных сегментов, каждый из которых представляет подвижное звено, принимающее участие в обеспечении разнообразных функций позвоночника как единой функциональной системы.

ПДС образован двумя смежными позвонками, соединенными между собой с помощью межпозвонкового диска, двух пар суставных отростков позвонков, связками, соединяющими тела позвонков, дужки, поперечные и остистые отростки.

Позвонок состоит из тела, дуги, которая ограничивает сзади и с боков позвоночное отверстие. Располагаясь одно над другим, отверстия образуют позвоночный канал, в котором располагается спинной мозг.

Отростки выступают на дуге позвонка. Остистый отросток непарный, направлен от середины дуги назад.

Остальные отростки парные: одна пара — верхние суставные отростки, другая — нижние (служат для соединения смежных позвонков) и третья пара — поперечные отростки.

Межпозвонковый диск служит для соединения тел позвонков друг с другом, а также для амортизации вертикальных статических и динамических нагрузок во время физической активности. Он состоит из замыкательных пластинок, примыкающих непосредственно к телам позвонков, фиброзного кольца, студенистого ядра.

Замыкательные пластинки плотно прикреплены с одной стороны к поверхностям тел позвонков, с другой стороны к фиброзному кольцу.

Фиброзное кольцо состоит из плотных сетчато-расположенных пучков соединительной ткани, которые обеспечивают большую прочность диска, поддерживают его эластичность.

Студенистое (желатинозное, пульпозное) ядро имеет вид чечевицы и находится в глубине межпозвонкового диска.

В межпозвонковом диске шейного отдела ядро занимает центральное положение, в верхнегрудном оно находится ближе кпереди, а в средне- и нижнегрудном и поясничном отделах – ближе кзади. В центре студенистого ядра имеется полость, заполненная синовиальной жидкостью.

Ядро, подобно губке, может впитывать или терять жидкость, в зависимости от физической активности и возраста пациента. Это способствует сохранению и регуляции необходимого внутридискового давления,

Ядро, находясь под постоянным давлением, практически не поддается сжатию и действует как буфер, участвуя в движении позвоночника (сгибание, разгибание, наклон в стороны)

В первые годы жизни человека в ядре содержится 90% воды, в подростковом — до 80%, в старческом — не более 60%. При физической перегрузке и утомлении в ядре сокращается объем жидкости, и оно  сморщивается, что приводит к сближению поверхностей позвонков друг с другом, при этом уменьшается высота позвоночника в целом на 2-4 см.

Межпозвонковые (дугоотростчатые, фасеточные) суставы имеют различные формы и направления в разных отделах позвоночного столба. Они являются основными образованиями, определяющими объем и направление движений в каждом ПДС, это наиболее иннервируемые части ПДС, являющиеся достаточно активными рефлексогенными зонами.

Связочный аппарат позвоночного столба представлен несколькими мощными связками, играющими стабилизирующую роль. Передняя продольная связка, начинаясь от передних бугорков шейного позвонка, тянется по передней поверхности до копчика. При этом она жестко связана с телами позвонков и рыхло – с межпозвонковыми дисками.

Задняя продольная связка проходит по задней поверхности тел позвонков, плотно прикрепляясь к дискам и рыхло – к телам позвонков. Желтая связка, прикрепленная к передним поверхностям дуг позвонков, ограничивает подвижность в межпозвонковых суставах.

 Окопопозвоночные мышцы поддерживают позвоночник и обеспечивают наклоны и повороты.

Опорные комплексы позвоночника по холдсворту

Принято выделять два основных опорных комплекса позвоночни¬ка: передний (ПОК) и задний (ЗОК). ПОК включает в себя: тела позвонков, межпозвонковые диски, переднюю и заднюю продольные связки. ЗОК состоит из дужек, суставных, поперечных и остистых отростков, желтых междужковых, межостных, надостных связок.

Патологические нарушения одного или обоих опорных комплексов могут привести к нестабильности ПДС.ПОК в нормально функционирующем ПДС предназначен глав¬ным образом для сопротивления силам тяжести – на него приходит¬ся от 70% до 88% нагрузки. ЗОК служит для защиты от ротационных, смещающихся в переднезаднем и боковых направлениях, сил и испытывает от 12% до 30% нагрузки.

Неизмененный ПДС обладает большим запасом прочности, он способен при содружественной работе окружающих мышц выдерживать значительные вертикальные нагрузки длительные по времени, что позволяет позвоночнику выполнять свои функции.

Формирование позвоночника заканчивается только к 20 — 22-летнему возрасту, в силу чего позвоночник ребенка по ряду анатомических и функциональных показателей существенно отличается от позвоночника взрослого человека.

Особенности формирования позвоночника в детском возрасте

  • Основной возрастной особенностью костной части позво¬ночного столба является продолжающийся до 15 — 16 лет процесс закрытия зон роста элементов позвонков (апофизов).
  • В телах позвонков имеются центральные питающие артерии, запустевающие по мере взросления.
  • Связочный аппарат позвоночника у детей более эластичен и более растяжим, чем у взрослых людей.
  • Повышенная эластичность межпозвонковых дисков и свя¬зочного аппарата обусловливает повышенную подвижность позвоночника ребенка. Вместе с тем слабая стабилизирующая функция межпозвонковых дисков, сочетающаяся с повышенной растяжимостью связочного аппарата, создает предпосылки для возникновения нестабильности ПДС.

Источник: https://med-mgn.ru/ekspress-ortezirovanie/54-anatomo-funktsionalnye-osobennosti-pozvonochnika

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ

Анатомо физиологические особенности позвоночника у детей

содержание   ..  1  2  3   ..

ГЛАВА 2.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опор-но-двигательная система. К моменту рождения структурная диф-ференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладывают-ся на 7—8-й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновремен-но перестраивается структура костной ткани. У плода и ново-рожденного она имеет волокнистое строение, к 3—4 годам по-является пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и ор-ганических веществ и меньшее — минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгиба-нии. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснаб-жению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая нахо-дится между окостеневшим эпифизом и метафизом.

Рост кос-тей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение

размера кости в поперечнике.

ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПА

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неона-

35

тальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где сое-диняются кости, в определенных местах образуются роднички:

  1. большой — между лобными и теменными костями, разме-ром 2,5 ґ 3 см;

  2. малый — между затылочными и теменными костями;

  3. боковые — по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и за-ращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигатель-ных умений развиваются и изгибы позвоночника:

  1. шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок на-чинает держать голову;

  2. грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок само-стоятельно садится;

  3. поясничный лордоз появляется после 9—12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6—7 лет, пояс-ничный лордоз — в школьном возрасте. В возрасте 5—6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту 13 лет — ни-же уровня гребешков подвздошных костей.

ОСОБЕННОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочко-образную форму: широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка лег-ко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

ОСОБЕННОСТИ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ

У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз соединены между собой прослойкой хряща

36

метафиза. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и за-медленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых костей.

ОСОБЕННОСТИ КОСТЕЙ ТАЗА

Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.

Зубы. Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней че-люстях.

Таблица 11

Схема прорезывания и выпадения молочных зубов (Фомин В. А., 2003 г.)

Зубы

Прорезывание

Выпадение

Верхняя че-люсть

Нижняя че-люсть

Верхняя че-люсть

Нижняя че-люсть

месяцы

годы

Резцы:

8—11

7—9

8—9

7—8

латеральные

центральные

6—8

5—7

7—8

6—7

Клыки

16—20

16—20

11—12

11—12

Моляры:

10—16

10—16

10—11

10—12

первые

вторые

20—30

20—30

10—12

11—13

Таблица 12

Сроки прорезывания постоянных зубов, в годах (Рзянкина М. Ф., 2007 г.)

Мальчики

Стадия про-резывания

Цент-ральный резец

Боковой резец

Клык

1 пре-моляр

2 пре-моляр

1 моляр

2 моляр

Начало

5,6

6—6,2

9,5

8,5

8,5

5,5

10,5

37

Окончание табл. 12

Мальчики

Стадия про-резывания

Цент-ральный резец

Боковой резец

Клык

1 пре-моляр

2 пре-моляр

1 моляр

2 моляр

Средние сроки

6,5—6,7

7,3

10,5

9,5

11,5

6,5

12,5

Окончание

7,5

8,0

12,5

11,0

12,5

7,5

13,0

Девочки

Начало

5,5—5,7

6,0

9,5

8,5

8,5

5,5

10,5

Средние сроки

6,0—6,2

7,0

10,5

9,0

11,0

6,0

12,0

Окончание

7,5

8,0

12,5

10,0

12,0

7,5

12,5

Меньшее количество зубов говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной последовательности также происходит ста-новление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стер-тости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего рез-цов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние рез-цы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5—6 лет возникают межзубные щели, зубы сти-раются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые по-стоянные зубы и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет про-резываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17— 20 лет.

Существует формула прорезывания зубов:

Х = 4n – 20,

где n — возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внима-ние на форму и симметричность, участие грудной клетки в ак-

38

те дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника — сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной по-следовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

По итогам осмотра составляется тестовая карта.

Таблица 13

Тестовая карта

Варианты отве-тов

1. Наличие поражений опорно-двигательного аппарата

Да

Нет

2. Отклонения положения головы, шеи от средней линии, наличие асимметрии лопаток, плеч, бедер

Да

Нет

3. Определяется деформация грудной клетки

Да

Нет

4. Степень увеличения или уменьшения изгибов позвоноч-ника

Да

Нет

5. Отставание лопаток

Да

Нет

6. Выступление живота

Да

Нет

7. Искривление конечностей по О-образному или Х-образ-ному типу

Да

Нет

8. Неравенство треугольника талии

Да

Нет

9. Отклонение пяток кнаружи

Да

Нет

10. Походка изменена

Да

Нет

По результатам тестирования делаются следующие выводы:

  1. без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицатель-ный результат;

  2. незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3—7;

  3. значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8, 9, 10. В этих случаях необходимы консультация ор-топеда, более детальное обследование с применением рент-генографического анализа.

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА

    У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6—7-й не-деле беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недоста-

    39

    точно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожно-жировом слое.

    Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На пер-вом году жизни они составляют 20—25% массы тела, к 8 годам — 27%, к 15 годам — 15—44%. Увеличение мышечной массы проис-ходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигатель-ный режим, в более старшем возрасте — занятия спортом.

    В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быст-рых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волок-на увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамо- метрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в воз-расте 17—18 лет.

    Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые го-ды жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5—6 лет развиваются двигательные умения, после 6—7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8—9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса.

    В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10—12 лет координация движений улучшается. В периоде полового созревания из-за нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений.

    Фи-зические упражнения в этот период должны быть строго опре-

    деленного объема.

    При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипоки-незии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожи-рение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

    Для различных видов спорта существует допустимый воз-раст для занятий в детской спортивной школе с участием в со-ревнованиях.

    В 7—8 лет допускаются занятия спортивной, художествен-ной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

    С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

    В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетбо-лом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехто-ванием, футболом, хоккеем.

    40

    В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдар-ках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрел-ковым спортом.

    В 12 лет — бокс, велосипед. В 13 лет — тяжелая атлетика.

    В 14 лет — стендовая стрельба.

    ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

    Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

    Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномер-ность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.

    Мышечная сила у детей раннего возраста определяется по-пыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста про-водится ручная динамометрия.

    При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с по-мощью электромиографов, хронаксимометров.

содержание   ..  1  2  3   ..

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_13/538_detskie_bolezni_spravochnik/002.htm

Не болеем
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: